Матиясевич Алексей Михайлович

Герой России
Матиясевич Алексей Михайлович – в годы Великой Отечественной войны - командир Краснознамённого подводного минного заградителя «Лембит» Краснознамённого Балтийского флота, капитан 1-го ранга в отставке.
Родился 17 сентября 1905 года в городе Смоленске. Русский. Из дворян - сын офицера Русской императорской армии М.С. Матиясевича (1878-1941), впоследствии служившего в РККА и командовавшего армией на фронтах Гражданской войны, дважды повергавшемся репрессиям после её окончания. Окончил 4 класса.С 1919 года - курьер транспортного отдела Смоленского губернского продовольственного комитета. В 1920 году служил разведчиком в отряде особого назначения в Смоленске. В 1921 году переехал по месту службы отца в Красноярск, поступил в политехнический техникум, но недостаток образования помешал учёбе. Поступил в Енисейское морское пароходство, в 1921-1922 годах матросом совершил своё первое на пароходе «Амстердам» Сибирского округа путей сообщения из Архангельска к устью Енисея. Получив морскую практику и занимаясь самообразованием, вновь возобновил учёбу. В 1927 году окончил Киевский водный техникум, а в 1931 году - Ленинградский морской техникум водных путей сообщения.
После окончания техникума с мая 1931 года по апрель 1934 года плавал штурманом, помощником капитана, старшим помощником капитана, капитаном на судах «Бурят», «Красный партизан» Дальневосточного морского пароходства. Плавал на Тихом океане и в Северный Ледовитый океан, зимовал у устья Колымы. В апреле–июле 1934 года был старшим инженером отдела эксплуатации Народного комиссариата морского флота СССР.С июля 1934 года по ноябрь 1940 года - второй и старший помощник капитана на судах Балтийского морского пароходства «Уссури», «Анадырь», «Моссовет» . В июле—октябре 1936 года Алексей Матиясевич участвует в экспедиции особого назначения, возглавляемой академиком О.Ю. Шмидтом, по переводу эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» из Кронштадта во Владивосток Северным морским путём.
В мае—июле 1940 года участвовал в приёмке и переводе закупленных в Голландии судов из Роттердама в Ленинград. Во время нахождения приемочного экипажа в Роттердаме пережил немецкое вторжение и оккупацию Голландии гитлеровскими войсками, а затем бомбардировки города английской авиацией. При переходе судов из Северного в Балтийское море по караван советских судов неоднократно подвергался обстрелу и бомбардировке английскими самолётами.
В Военно-Морском флоте с ноября 1940 года. В 1941 году окончил Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания Краснознамённого учебного отряда подводного плавания (КУОПП) имени С.М. Кирова. Участник Великой Отечественной войны с первых её дней. С июля 1941 года капитан-лейтенант А.М. Матиясевич - помощник командира, а с 30 сентября 1941 года - командир подводного минного заградителя «Лембит» Краснознамённого Балтийского флота. В первый боевой поход вышел 12 августа 1941 года.
В последних числах августа 1941 года в составе экипажа подлодки Алексей Матиясевич участвовал в беспримерном по сложности и боевой обстановке Таллинском переходе кораблей Балтфлота из Таллинна в Кронштадт. Затем под его командованием минзаг «Лембит» выходил в боевые походы на постановку минных заграждений, нарушение морских сообщений противника и несение дозорной службы. Член ВКП(б)/КПСС в 1942-1991 годах.
14 сентября 1942 года командир ПЛ А.М. Матиясевич, атакуя конвой противника в районе острова Уте, впервые в истории Балтийского флота произвёл торпедную атаку одновременно двух целей. В результате один из транспортов - «Финнланд» - был повреждён, а советская подлодка подверглась преследованию. Корабли охранения сбросили на «Лембит» 50 глубинных бомб. От близкого взрыва возник пожар во 2-й группе аккумуляторной батареи, начала поступать в отсек забортная вода. Мужественный командир подлодки, несмотря на полную темноту, отравленную атмосферу, большое количество раненых, своим личным примером стойкости и мужества, сумел организовать экипаж на борьбу за живучесть подводного корабля. Благодаря профессионализму и слаженности действий личного состава пожар был ликвидирован, частично устранены повреждения и прекращено поступление воды внутрь подводной лодки. При этом получил отравление ядовитым дымом от пожара, терял сознание, но приходя в себя вновь включался в борьбу за спасение корабля.
За боевой поход в августе-сентябре 1942 года командир минзага «Лембит» А.М. Матиясевич 22 октября 1942 года был представлен командиром бригады подлодок к званию Героя Советского Союза. Представление поддержал Военный Совет Краснознамённого Балтийского флота, но в Москве награда была понижена - Матиясевич был награжден только орденом Ленина. Возможно, сказалась «неправильная» анкета командира.
За период боевых действий в Великой Отечественной войне в должности командира подлодки он совершил шесть боевых походов (седьмой поход - в 1941 году на должности помощника командира) общей продолжительностью 93 суток, произвёл 4 минных постановки (80 мин). Выполнил 8 торпедных атак (14 торпед), доложил о 8 потопленных кораблях противника. Немецкими данными подтверждается, что достоверно потоплен 1 транспорт противника и ещё один транспорт - весьма вероятно, а ещё 1 транспорт - повреждён. На выставленных командой "Лембита" минах оружием достоверно потоплены сторожевой корабль, тральщик, 4 транспорта противника (советская литература указывает на 12 потопленных и 4 поврежденных транспортов и боевых кораблей).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за успешную боевую деятельность экипажа подводная лодка «Лембит» награждена орденом Красного Знамени.
После войны продолжил службу в ВМФ СССР, командуя той же подводной лодкой. С марта 1946 года - командир подводной лодки «Щ-303», с августа 1947 года - командир дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок Балтийского флота, а с апреля 1948 года – командир подводной лодки «М-401» отряда вновь строящихся и капитально ремонтирующихся надводных кораблей 8-го Военно-Морского флота.
Подводная лодка «М-401» была экспериментальной, с единым двигателем, работающим по замкнутому циклу. На ней испытывались опытные конструкции для отработки и внедрения на подводных лодках других проектов. Во время испытаний, в октябре 1949 года, на «М-401» возник пожар в отсеке левой машины. В результате четких и грамотных действий командира ПЛ и её экипажа в течение нескольких минут пожар был потушен, лодка и люди спасены.
С февраля по октябрь 1950 года А.М. Матиясевич - командир отдельного дивизиона опытовых подводных лодок в Ленинграде.
С октября 1950 года капитан 1-го ранга Матиясевич А.М. на преподавательской работе: старший преподаватель Высших специальных классов офицерского состава подводного плавания и противолодочной обороны (ПЛО) Краснознамённого учебного отряда подводного плавания и ПЛО имени С.М. Кирова, старший преподаватель 1-го Высшего военно-морского училища подводного плавания; старший преподаватель, начальник кафедры управления подводными лодками Высших специальных офицерских классов Военно-Морских Сил. С ноября 1955 года капитан 1-го ранга Матиясевич А.М. - в запасе.
А.М. Матиясевич работал капитаном дальнего плавания на судах Балтийского морского пароходства, в конце 1950-х годов по возрасту перешёл на работу помощником капитана - старшим лоцманом Ленинградского морского порта. С 1971 года - заместитель начальника отдела общего мореплавания Гидрографического предприятия Министерства морского флота СССР. С 1982 года - на заслуженном отдыхе, активно участвовал в ветеранском движении и военно-патриотической работе, был избран почётным членом Президиума объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ.Жил в городе-герое Ленинграде (с 1991 года – Санкт-Петербург). Скончался 28 января 1995 года в Санкт-Петербурге, где и похоронен на Серафимовском кладбище.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 года № 1192 капитану 1-го ранга в отставке Матиясевичу Алексею Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.Капитан 1-го ранга (15.07.1950). Награждён орденом Ленина (1943), орденами Красного Знамени (26.05.1945), Ушакова 2-й степени (22.10.1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (22.12.1944, 11.03.1985), орденами Красной Звезды (1942), «Знак Почёта» (25.02.1937), медалью «За оборону Ленинграда» (1943), другими медалями. «Почётный работник Морского флота СССР». Действительный член Географического общества СССР, член Полярной комиссии.

Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт.


Сочинения:
По морским дорогам. Изд. 2-е испр. и дополн. Л. 1987;
В глубинах Балтики. – в книге «Из бездны вод: Летопись отечественного подводного флота в мемуарах подводников». — М.: Современник, 1990.