Кожевников Анатолий Леонидович

Герой Советского Союза
Кожевников Анатолий Леонидович - заместитель командира 212-го гвардейского истребительного авиационного полка 22-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии майор. Родился 12 марта 1917 года в деревне Базаиха (ныне в черте города Красноярска), в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов и Красноярский сельскохозяйственный техникум, после которого работал землеустроителем колхозных земель. С 1937 года работал топографом на строительстве Красноярского деревообделочного комбината. Без отрыва от производства окончил аэроклуб в городе Красноярске - научился пилотировать учебно-тренировочный самолёт и одновременно стал спортсменом-парашютистом. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил с отличием Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К.Серова. После окончания школы Кожевников остался в ней на должности инструктора. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Воевал на Южном фронте. На самолёте И-16 Кожевников вёл разведку, штурмовал колонны мотопехоты на марше, сопровождал бомбардировщиков, наносящих бомбовый удар по вклинившимся танковым группировкам противника. Осенью 1941 года Кожевников получил приказ штаба округа о возвращении в авиационную школу для продолжения инструкторской работы. По дороге вместе с младшим лейтенантом М.Соколовым Кожевников задержал двух шпионов, один из которых представлялся военным лётчиком. Батайская авиационная школа эвакуировалась в Закавказье. Кожевников с напарником был оставлен прикрывать уходящие из Батайска эшелоны. Лишь в июле 1942 года младший лейтенант А.Л.Кожевников был направлен в маршевый 438-й истребительный авиационный полк. Член КПСС с 1942 года. 13 сентября 1942 года Кожевников в составе группы истребителей прикрывал штурмовики в районе населённого пункта Сторожевое на реке Дон. В конце удачной штурмовки появились 3 Ме-109 и сразу же устремились к замыкающему штурмовику. Кожевников выпустил заградительные очереди. «Мессеры» тут же бросились на него. Одна из пулемётных очередей под малым углом распорола капоты мотора. Но в этот момент Кожевникову удалось поймать один «Мессер» в прицеле. Очередь. Машина противника перешла на крутую горку, но, достигнув верхней точки, потеряла скорость и, переваливаясь через крыло, вошла в беспорядочное падение... В этот момент пулемётные очереди двух «Мессеров» прошили самолёт Кожевникова. В кабине множество мелких осколков разбитых приборов вспыхнуло на солнце. Две разрывные пули ударились о прицел и приборную доску, третья - бронебойная - оторвала у шлемофона левый наушник. Кожевников, сымитировав беспорядочное падение, сел в поле на выпущенное аварийное шасси. Во время одной из разведок под Сталинградом, в паре со своим ведомым, Кожевникову удалось не только обнаружить эксплуатируемую немцами железнодорожную ветку, но и сбросить под откос залпом реактивных снарядов шедший по ней эшелон с танками!..В другом вылете немецкий 88-миллиметровый снаряд в воздухе пробил капот двигателя его «Харрикейна» и, не разорвавшись, остался лежать... в развале цилиндров двигателя ! В конце октября 1942 года лётчики 438-го полка вылетели на сопровождение своих штурмовиков в район станции Алексеевка. Кожевников вступил в бой с 4 вражескими истребителями. Во время «огненной карусели» ему удалось зайти в хвост одному «Макки С-200». Секунда - и длинная очередь накрыла врага. Его самолёт вздрогнул, перевернулся через крыло и, опустив тупой нос, перешёл в штопор. Не выполнив и витка, немецкий самолёт почти отвесно врезался в землю. Удачно выпущенные ведомым 2 реактивных снаряда решили судьбу ещё одного молодчика. 28 декабря 1942 года Кожевников провёл труднейший бой с «Юнкерсами», который едва не стал для него последним. Расстреляв весь боезапас, он решил уже идти на таран, но... Когда до «Юнкерса» оставалось не более 10 метров, раздался металлический треск, и мотор его истребителя заглох. Из разбитого картера стало бить масло. С самолёта был сбит фонарь кабины, распорота обшивка фюзеляжа, всюду видны пулевые пробоины. Кожевникову всё же удалось дотянуть до своего аэродрома и посадить изрешечённую машину. В «Харрикейне» насчитали 162 пробоины ! Такого в полку ещё не было...В начале 1943 года Кожевников переучился на истребитель Як-1. 5 мая 1943 года на аэродром для передачи в полк боевых самолётов приехали колхозники Тамбовской области. Первая победа на новой машине с надписью «Тамбовский колхозник» была одержана уже 8 мая 1943 года. Кожевников сбил «Юнкерс», облегчённый и специально приспособленный для разведки. Командир экипажа, опытнейший пилот в чине полковника остался в живых. Он был взят в плен и представлен своему победителю.А вскоре, вылетев на перехват ещё одного вражеского разведчика, Кожевников едва не записал на свой боевой счёт... наш бомбардировщик Пе-2, приняв его за Ме-110. Очередью он продырявил Пе-2 радиатор, и за правой плоскостью потянулся длинный шлейф водяного пара. Когда Кожевников в перекрестии прицела отчётливо увидел, что преследует своего бомбардировщика, он сопроводил подбитого разведчика до тех пор, пока тот на одном моторе не дотянул до ближайшего аэродрома и благополучно совершил посадку... В начале июля 1943 года лётчики полка сражались уже на Курской дуге под Белгородом. Почти ежедневно им приходилось вести напряжённые воздушные бои. 4 июля Кожевников сбил 2 бомбардировщика Ju-88 и, возвращаясь с задания на бреющем, был подбит очередью своего же пулемётчика. 5 июля уничтожил истребитель Ме-109, а в следующем вылете - бомбардировщик Не-111. На следующий день, в одиночку вступив в бой с группой Ме-109, Кожевников сбил один самолёт, но сам был подбит и, посадив истребитель, в пистолетной дуэли убил немецкого лётчика, раньше него приземлившегося с парашютом. Через день Кожевников вновь сбил Ме-109 и Не-111, вновь его самолёт был подбит, а сам он ранен в ногу, и вновь он приземлил машину «на брюхо».После окончания боёв на Курско-Белгородском направлении Кожевников вместе с полком был отправлен на переформирование в далекий тыл, на Кавказ. Там он освоил новый американский самолёт «Аэрокобра». Вернувшись на фронт, в первом же боевом вылете старший лейтенант Кожевников сбил 2 бомбардировщика Не-111, а вечером того же дня - ещё один. Осенью 1943 года - зимой 1944 года Кожевников вёл бои в небе Украины. Участвовал в разгроме немецких войск в Корсунь-Шевченковском котле. Весной 1944 года земля Украины осталась за спиной. Впереди была Молдавия. Полк передислоцировался в район города Бельцы. Вечером 20 марта 1944 года Кожевников, в составе звена, вылетел в направлении румынского города Яссы. Лётчики заметили, как 4 «Фокке-Вульфа» построились в круг для штурмовки наших артиллерийских позиций. С первой атаки Кожевников сбил ведущего, затем звеном настигли и расстреляли ещё 2 FW-190. К концу июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта были готовы к наступлению на Львовском направлении. Стремясь воспрепятствовать этому, противник подбросил свежие авиационные соединения. Появились «Мессершмитты» с изображением на борту стрелка с луком. Это был авиаотряд, которым командовал немецкий ас Буш. Авиаотряд Буша комплектовался из отборных лётчиков, прошедших школу воздушного боя. Появились также новые двухмоторные штурмовики «Хеншель-129». В эти дни наши лётчики летали много. Так, 6 августа 1944 года Кожевникову пришлось совершить 5 боевых вылетов. В последнем он сбил один немецкий «Фоккер». 9 августа в районе города Опатув группе Кожевникова повстречалась группа из 12-ти вражеских истребителей. Ме-109, увеличив скорость, стали сокращать дистанцию. Кожевников подал команду: «За мной в лобовую !» Немцы не успели опомниться, как попали под встречный удар нашей четвёрки. Их ведущий попытался было развернуть свою машину, но пулемётная очередь Кожевникова прошлась по его бензобакам. Самолёт загорелся и рухнул на землю... На Сандомирском плацдарме в конце августа 1944 года Кожевников был ранен и отправлен в госпиталь, где лечился около 2 месяцев. 22 марта 1945 года Кожевников вступил в бой с «вражеским» самолётом. После взаимного обмена очередями, лётчик заметил на его крыле опознавательный знак американских ВВС, а американцы на борту «Аэрокобры» увидели звёздочку. Каково же было изумление наших воинов, когда вслед за истребителем Кожевникова на аэродром полка села американская «Летающая крепость» ! Как выяснилось, экипаж «Боинга» В-17 потерял ориентировку при возвращении с боевого задания. Они летели от Берлина к месту своего базирования в Италию, и горючего у них оставалось не более чем на 3 - 4 минуты полёта. На аэродроме произошла интересная и волнующая встреча союзников. 18 апреля 1945 года передовые части советских войск подошли уже к Шпрее и завязали бои за переправы севернее города Шпремберг. В этот день гвардии майор Кожевников одержал свою последнюю воздушную победу. Во второй половине дня над городом на нашу эскадрилью навалилось 20 «Фокке-Вульфов» и «Мессершмиттов». Проверенным приёмом зайдя в хвост «Фоккеру», Кожевников дал длинную очередь. «Фоккер», разворачиваясь в пологую спираль, врезался в землю. Невдалеке от него «Мессер» с крутого пикирования пытался атаковать нашего лётчика. Пулемётно-пушечной очередью Кожевников накрыл врага. Разорванный фугасными снарядами самолёт развалился на части... Далее Кожевников в составе полка штурмовал отступающие к Эльбе колонны немецких войск, бил окружённые восточнее Берлина части врага. 8 мая 1945 года в полк поступил приказ прекратить боевые действия !!Заместитель командира 212-го гвардейского истребительного авиационного полка (22-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии майор Кожевников к маю 1945 произвел 211 боевых вылетов, в 62 воздушных боях сбил лично 25 самолётов противника и 2 в группе, уничтожил на земле много различной техники врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Кожевникову Анатолию Леонидовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6557). После войны А.Л.Кожевников продолжил службу в ВВС, освоил многие типы реактивных и сверхзвуковых машин. В 1950 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1958 году - Военную академию Генерального штаба. Занимал различные высокие командные должности в ВВС СССР, в 1960-1962 годах - начальник авиации - заместитель командующего 4-й отдельной армии ПВО по авиации (Свердловск).Во время службы и после ухода на пенсию Кожевников занимался написанием мемуаров. Автор книг: «Записки истребителя», «Эскадрильи уходят за горизонт», «Стартует мужество».Жил в Москве. Умер 5 декабря 2010 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. Генерал-лейтенант авиации. Награждён орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями, иностранным орденом.Почётный гражданин города Красноярска.